Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A A
+7 (4862) 76-13-78
г.Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 31
Версия для слабовидящих Обратная связь

Марафон юных экологов

18 мая 2020
Марафон юных экологов
В рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Экология в системе культуры», учредителем которой является БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина», с 10 декабря 2019 года по 2 марта 2020 года был проведен региональный экологический марафон «Биоразнообразие – основа здоровья Земли». В этом мероприятии приняли участие 32 команды обучающихся 6-9 классов: 12 команд из городов Орел и Ливны, 20 команд из 15 районов области. Состав участников оказался весьма представительный – 9 команд из лицеев и гимназий, 19 из средних общеобразовательных школ, 2 из основных общеобразовательных школ и 2 команды из образовательных организаций дополнительного образования региона.
Марафон проводился в дистанционной форме в три тематических этапа – «Биоразнообразие Земли», «Биоразнообразие России» и «Биоразнообразие Орловщины». Главной целью данного проекта было привлечение внимания обучающихся к вопросам сохранения биоразнообразия и его значения для устойчивости биосферы. Также предполагалось, что в процессе выполнения заданий у школьников будут развиваться навыки работы в команде и совершенствоваться универсальные учебные действия по работе с информацией – поиск в различных источниках, отбор, редактирование и т.п.
На каждом этапе командам предлагалось по семь заданий, причем задания формулировались так, чтобы прямой ответ в интернете было найти затруднительно, для исчерпывающего и полного ответа требовалось найти информацию об объектах, отредактировать её или использовать в необычном формате.
С заданием первого типа - установление соответствия между видами и их характеристиками – участники справлялись на разных этапах по-разному: наивысшим стал процент выполнения задания на примере птиц – 72%, аналогичное по содержанию и объёму задание на примере растений было выполнено уже только на 59%.
Задания на классификацию объектов требуют разносторонних знаний и навыков классификации. Школьникам нравится выполнять подобные задания, здесь есть возможность поработать командой и блеснуть своими знаниями.  Некоторые команды присылали более 50 вариантов классификации предложенных видов! Наибольший процент выполнения этих заданий по классификации грибов – 69%, а вот по классификации беспозвоночных животных существенно ниже – всего 56%.
Установление возможных биотических взаимосвязей между видами требовалось в заданиях третьего типа. Наиболее интересным из них, на наш взгляд, оказалось задание по рисунку с изображением фрагмента экосистемы с достаточно большим количеством видов. Следует отметить, что это задание было выполнено на 60%, на других этапах процент выполнения подобных заданий ещё выше. Это позволяет сделать оптимистичный вывод о том, что участники Марафона умеют разбираться в невидимых нитях природы!
Самыми сложными для обучающихся оказались задания четвертого типа - на составление сравнительных характеристик объектов. Ведь вопросы для сравнения надо было формулировать самостоятельно! Поэтому здесь мы видим процент выполнения и 47%, и 45%. Это лишний раз подтверждает, что недостаточно знать где размещена информация, необходимо также развивать интеллектуальные умения по её использованию, интерпретации в нужном формате.
Самыми лёгкими для участников стали задания пятого типа – вставить в текст или цитаты пропущенные слова. Средний процент выполнения данного задания по трём этапам равен 83%. Это радует!
В заданиях шестого типа участникам нужно было оценить предложенные утверждения и, если по их мнению они были неверными, надо было ещё пояснить в чем именно заключается их ошибочность. Для успешного выполнения подобных заданий недостаточно иметь хорошие знания, необходимо ещё обладать критическим мышлением и уметь четко излагать свои мысли. Несмотря на все ухищрения разработчиков заданий участники Марафона сумели достойно справится с ними – средний процент выполнения этих заданий по трём этапам равен 67%.
Заключительные – седьмые – задания были творческими. Здесь участники могли проявить свои способности в составлении кроссвордиков заданного типа, в художественном отображении разных уровней биоразнообразия, разгадывании фотозагадок, что они с удовольствием и делали.
Марафон юных экологов продолжался два с половиной месяца. Два с половиной месяца десятки мальчишек и девчонок - «Земляне», «Эколеди» и «Экоумки», «Любознательные сурикаты», «Жемчужинки Шатилова» и иные «Друзья природы» были заняты увлекательным и полезным делом.
          По результатам трёх этапов Марафона были определены его победители и призёры. Уверенную победу в общем зачёте одержала команда «Экоорлята» (МБОУ – СОШ №11 г. Орла). Второе место заняли команда «Экосфера» (МБОУ – лицей №32 г. Орла) и команда «Знаменка» (МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района). Третье место завоевали команда «Экологический дозор» (МБОУ «Змиёвский лицей» Свердловского района) и команда «Эко-надежда» (БОУ Должанского района «Должанская средняя общеобразовательная школа»).