Областной семинар-практикум для педагогов-руководителей детских хореографических коллективов

29-11-2018

20 ноября 2018 года в соответствии с договором о сотрудничестве бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина» и муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Орловская детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского», а также согласно плану работы педагогической лаборатории «Детское хореографическое искусство» на 2018-2019 учебный год,  был проведён семинар-практикум для руководителей детских хореографических коллективов образовательных организаций города и области по теме: «Учим правильно учить».

В нем приняли участие 15 педагогических работников из: Орловского, Шаблыкинского, Глазуновского, Сосковского, Покровского районов Орловской области, Северного, Советского районов г. Орла, города Мценска, бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени  Ю.А. Гагарина».

Участников семинара-практикума гостеприимно приняли в школе искусств имени Д.Б. Кабалевского. Директор Римма Евгеньевна Логинова провела экскурсию по образовательному учреждению. Она подробно рассказала о достижениях обучающихся, отделениях и направленностях работы школы. Показала личные вещи Дмитрия Борисовича и рассказала о некоторых фактах из биографии композитора. Заместитель директора БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина» Татьяна Валентиновна Матвеева выразила благодарность директору и коллективу школы за радушный прием и сотрудничество, пожелала творческих успехов и новых достижений.

Программа семинара-практикума включала:

  • Фрагмент учебного занятия «Развитие выворотности и гибкости у учащихся начальных классов», педагог Лебедева Лариса Геннадьевна, концертмейстер Захарченко Людмила Яковлевна.
  • Фрагмент учебного занятия «Азбука музыкального движения» (подготовительная группа «Гармония», 3 год обучения), педагог, заведующая хореографическим отделением Ветрова Наталья Владимировна, концертмейстер Вологина Татьяна Петровна.
  • Мастер-класс «Подготовка и разучивание танцевальных комбинаций к хореографическому номеру» (младший состав ансамбля «Задоринка»), педагоги: Ветрова Наталья Владимировна, Лебедева Лариса Геннадьевна, концертмейстер Забродин Дмитрий Викторович.
  • Мастер-класс «Работа над техникой и выразительностью движений» (старший состав ансамбля «Задоринка» и участники семинара), педагоги: Митрофанова Галина Петровна, Леонова Анастасия Сергеевна, концертмейстер Забродин Дмитрий Викторович.
  • Информация об изменениях в Положении о проведении открытого областного конкурса-фестиваля детских хореографических коллективов «Веснушки», Калюжная Ольга Михайловна, старший методист отдела эстетического и патриотического воспитания БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина».
  • Круглый стол. Обсуждение. Индивидуальные вопросы.

Для участников семинара был подготовлен раздаточный материал содержащий в себе:

  • программу работы семинара-практикума;
  • Положение об открытом областном конкурсе-фестивале детских хореографических коллективов «Веснушки» среди обучающихся образовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
  • анкету-заявку на участие в открытом областном конкурсе-фестивале «Веснушки»;
  • письмо-вызов Департамента образования Орловской области;
  • планы открытых занятий и мастер-классов;
  • анкету участника семинара.

Лебедева Лариса Геннадьевна, преподаватель хореографического отделения, перед началом занятия «Развитие выворотности и гибкости у учащихся начальных классов» рассказала участникам семинара о специфике работы с детьми младшего школьного возраста. Обратила внимание, что у всех детей группы различные физические данные (некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка и т.д.).

Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная гимнастика. Партер по-французски значит «земля». Присутствующим показали ряд упражнений для различных групп мышц, а также упражнения на растяжку. Очень большое внимание уделялось работе со стопами – ведь такое понятие, как «выворотность», имеет очень большое значение в танце. Цель партерной гимнастики – укрепление связочного аппарата и создание мышечного корсета, которые помогут в дальнейшем обучающимся серьезно заниматься танцами. Самое главное в младшем школьном возрасте развить уровень физической подготовки, гибкость и координацию.

Наталья Владимировна Ветрова показала фрагмент занятия с детьми подготовительной группы «Гармония» (третий год обучения). Педагог очень грамотно и профессионально использовала технологию игры и различные методы работы с детьми, учитывались также и гендерные особенности обучающихся. Большой интерес у участников семинара-практикума вызвало упражнение с использованием бумажных самолетиков, так как решалось много воспитательно-образовательных задач: умение двигаться, не сталкиваясь с другими детьми, развивать и закреплять музыкальный слух, уметь слушать и слышать музыку, выполнять согласно ее звучанию определенные движения, ориентироваться в пространстве, делать разные перестроения, работать самостоятельно и др.  

Участникам семинара было показано два мастер-класса: «Подготовка и разучивание танцевальных комбинаций к хореографическому номеру» (младший состав ансамбля «Задоринка»), педагоги: Ветрова Наталья Владимировна и Лебедева Лариса Геннадьевна  и «Работа над техникой и выразительностью движений» (старший состав ансамбля «Задоринка»), педагоги: Митрофанова Галина Петровна, Леонова Анастасия Сергеевна. Младший состав ансамбля «Задоринка» показал фрагмент разучивания и соединения  танцевальных комбинаций и этюд к хореографическому номеру «Городецкие досточки» (с использованием реквизита). Старший состав ансамбля показал экзерсис на середине зала с различными комбинациями народного танца, мужские трюки и в заключении представил фрагмент хореографической композиции, содержащий элементы народного танца Орловской области – «Орловские подвыверты».  Просмотренные мастер-классы вызвали у участников много положительных эмоций. Педагогам школы искусств было сказано много слов благодарности за опыт и высокие профессиональные качества. Участники семинара отметили дружную, слаженную работу педагогов и концертмейстеров, высокие знания,  навыки, умения и мастерство обучающихся, динамичность, ритмичность, продуманность всех упражнений, композиционных связок.

Калюжная Ольга Михайловна, старший методист Дворца, член оргкомитета областного открытого конкурса-фестиваля детских хореографических коллективов  «Веснушки», подробно рассказала об изменениях в Положении,  обратила внимание и на то, необходимо прислушиваться к замечаниям, сделанным членами жюри на предыдущем конкурсе (профессионально относиться к подбору конкурсного репертуара; при подготовке участников к конкурсу обращать внимание на физиологические и психологические особенности детей и подростков и т.д.).

Участники семинара-практикума ознакомились с проектом Положения о проведении открытого областного конкурса-фестиваля детских хореографических коллективов «Веснушки» и высказали просьбу о внесении смешанной возрастной категории для ансамблей.

Проведенный мониторинг показал, что участники областного семинара–практикума  для педагогов-руководителей детских хореографических коллективов хотели бы на следующих встречах обсудить темы:

«Фольклор в хореографии»;

«Программы, учебные планы хореографического объединения»;

«Танцевальные особенности Орловской области»;

«Театральное мастерство в детской хореографии».

В целом цели семинара-практикума достигнуты. Все педагоги отметили высокий уровень его организации  и проведения. В своих анкетах оставили положительные отзывы о семинаре-практикуме. Отметили, что получили много нужных, интересных знаний, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.